Первая музейная ретроспектива Бориса Голополосова открылась в Новой Третьяковке

Первая музейная ретроспектива Бориса Голополосова открылась в Новой Третьяковке

В Новой Третьяковке открылась экспозиция Бориса Голополосова. Это первая музейная ретроспектива живописца, чей творческий подъем пришелся на середину 30-х. А потом имя мастера забыли. Репортаж Алии Шарифуллиной.

Борис Голополосов в истории советской живописи – явление сложное, своеобразное, странное. Его манере в искусстве 20-30-х годов аналогов нет. Художник писал на темы, отражающие заказ того времени – воспевать социалистический труд. Но эту задачу понимал И решал по-своему. Шахтеры, трактористы, матросы на Его полотнах далеки от светлых образов строителей грядущего. Голополосов - скорее, « герой экспрессионистского труда». Его краски, острые, будоражащие, Не вписывались в соцреалистическую концепцию.

« Это было выражение, И в правду, весьма большого градуса эмоционального накала, Но И весьма глубокой психологически сложной эмоциональной реакции на события, которые происходили на глазах художника», - объяснила гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Ровесник XX века, Свидетель катаклизмов в истории страны. Его произведения, отражающие драматические события, во-многом автобиографичны. Полотно « Восстание» - воспоминание о 1905-м. Тогда художнику было 5 лет.« Бешеная толпа, - писал Голополосов – напоминала бой быков». « Борьба за знамя» - о революции 17-го.

« Голополосов дворянского происхождения, Но Его Папа был вовлечен в революционные дела. Сын переживал участие отца. Картина " Борьба за знамя" - воспоминания живописца, что Он искал отца среди повстанцев

Голополосов писал, что тут Он, как будто бы ищет отца среди повстанцев, боялся, что Он может погибнуть. Отсюда вся эта острота», - поведала куратор экспозиции Татьяна Ермакова.

Он объездил полстраны, создал произведения, посвященные Днепрострою, рыбным промыслам на Каспии, марганцевым разработкам в Чиатуре. А в 38-м году Бориса Голополосова предъявили обвинение в формализме И исключили из Московского союза художников. Он по факту получил запрет на профессию И на большинство десятилетия очутился в забвении. Чувство безысходности, крах жизни изобразил на 2-х полотнах: « Человек стукается о стену» И « Тупик».

« в семье живописца сохранился дневник 38-го года, Он вел Его несколько дней в тот момент, когда понял, что Его жизнь изменилась. И в этот момент, Он осознает, что, находясь на самом подъеме И вере что, Он производил что-то правильное, делает именно пролетарское искусство, которое требует революция, потому что Он - стопроцентный революционер. Ему вдруг заявляют: нет, ты - формалист, ты Не имеешь права трудиться для наших рабочих», - говорит куратор экспозиции Сергей Фофанов.

Одна из последних записей в дневнике: « Не сдавайся, товарищ Борис, еще Не все сказано… ». Но больше Голополосов писать Не мог. Сегодня большинство работы живописца сравнивают с серией картин Эдварда Мунка « Крик». Но происхождение отчаяния, пронзающего эти полотна – разные. На своих последних картинах Голополосов словно пытается ответить самому себе на вопрос: как Не лишиться разума в атмосфере всепоглощающего страха?

Источник: tvkultura.ru

Опубликовано: 22.03.2019
Преимущества газовых погрузчиков
Совсем недавно вилочные погрузчики были преимущественно дизельными
Аксессуары для ванной и туалета
Дизайн ванной комнаты и туалета, как правило, является единообразным
Читать другие статьи
Последние просмотры
Каталог новостей Copyright © RIN 2002-
 Обратная связь