Модернизм в России: краткий экскурс, победы и поражения.

Сегодняшний интернациональный архитектурный модернизм является для нас зрелищем совершенно обыденным и привычным. Но когда-то этим бетонным громадинам не было места на земле и, в частности, в России. Здесь, можно сказать, царило потребительство и эксплуатация классических форм, лишь с небольшими вкраплениями начинавшейся сецессии, которую сегодня, как и в начале ХХ века, большей частью именуют словом "модерн", не слишком подходящим по смыслу самому явлению.

Настоящий модернизм в России, в качестве реальных построек, начинает появляться лишь в середине 1920-х, во многом под западным влиянием, а также благодаря усилиям гениальных мыслителей - Казимира Малевича и Владимира Татлина. Принципы, на которых основывается модернизм лежат в области функциональности конструкций, формирования объемов за счет использования новых, пластичных материалов - в частности стали и бетона. Кроме того модернизм предполагает отказ от громоздких несущих элементов, например колонн или карнизов из-за тех же, во многом, технологических предпосылок. В целом, модернизм можно охарактеризовать внешней строгостью и выраженным геометризмом, рациональностью использования материалов и принимаемых планировочных решений. Модернизму и его начальным стадиям - конструктивизму и постконструктивизму свойственен декларативный отказ от специального украшательства конструкций, а также минимальное использование элементов, носящих только декоративную функцию.

В качестве этой новой декоративности архитекторы активно использовали функциональные возможности пластичных материалов. Для конструктивизма характерны ленточные окна (они больше не требовали бокового укрепления для поддержки стены, расположенной выше их уровня), а также круглые оконца-иллюминаторы, создающие образ здания-машины, непременно унесущей своих постояльцев в несметные дали невероятного будущего. Такая форма декоративности получила название - функционализм и активно использовалась не только самими конструктивистами и функционалистами, но и первыми постмодернистами, например Иваном Фоминым.

Фактически, и сам постконструктивизм, который, по мнению некторых авторов и стал началом настоящего постмодернизма, явился своеобразным ренессансом или реверансом в сторону ар-деко, местами вынужденным, а иногда и вполне осознанным, так как изобразительные возможности железобетона и стекла в чистом виде, многим архитекторам казались ограниченными и не позволяющими совершить увлекательного рекреационного экскурса на относительно незначительной территории одной стены или одного пролета.

Практически все архитекторы советского периода, так или иначе испытали на себе воздействие силы данной общей тенденции. Апологеты авангарда, такие как Илья Голосов и Иван Леонидов, так же выстраивали эту новую, теперь уже, во многом, действительную декоративность в своих проектах. Например, при проектировании интерьеров Калининского дворца пионеров (в нынешней Твери http://volgariverland.com/tver-modernism ) Леонидов использовал совершенно ар-декошные приемы и элементы. Не были лишены подобных увлечений и западные теоретики архитектурного искусства - такие, как Ле Корбюзье, который, тем не менее, никогда не использовал традиционной орнаменталистики, но и не был чужд геометрическому украшательству, особенно в поздний период. В каком-то смысле, реванш, который взяло, так называемое классическое искусство в рамках архитектуры в 30-е годы ХХ века, был продиктован неосуществившимися в массах психологическими ожиданиями чуда, так и не наступавшего в результате бурно происходивших социальных реформ.

Лишь к середине ХХ века, под влиянием теперь уже массовости застройки, связанной с действительно огромными масштабами промышленного освоения и преобразования территорий после Второй мировой, общество и его зодчие смогли воплотить, отчасти, ту модернистскую утопию, которую в своих мечтах нежно лелеяли авангардисты 20-х. В каком-то смысле, в 80-е и 90-е годы ХХ века история с ар-деко и смешением стилей повторилась - появились явно постмодернистские здания, однако, построенные теперь уже полностью в традициях применения модернистских технологий, и лишь имитирующие те или иные декоративные детали, дающие отсылку к классике или просто намек на их декларативное наличие.

Засилье постмодернизма, а также экономический кризис, позволяют сегодня вновь наслаждаться поиском идеальной модернисткой формы, а также реальной функции для каждой из деталей современного здания. Былые увлечения буржуазностью и массивностью, дороговизной внешнего вида снова на какое-то время ушли в прошлое, вероятно, до следующих поколений потребителей рукотворного и прекрасного.

В этом смысле опыт Ивана Леонидова, Эль Лисицкого и Константина Мельникова, а также более массовых архитекторов, например - братьев Весниных, крайне показателен.

Опубликовано: 29.04.2013
В Петербурге пройдет выставка лучших украшений России
В Петербурге в Центральном выставочном зале `Манеж` состоится международная выставка-ярмарка `Лучшие украшения России
Ремонт квартир: как справиться
Ремонт квартир у многих из нас ассоциируется с настоящими проблемами
Читать другие статьи
Вы искали
Последние просмотры
Каталог новостей Copyright © RIN 2002-
 Обратная связь