Итальянская опера
Об Италии можно говорить бесконечно. История, культура, архитектура Италии вызывают восхищение. Одним из самых замечательных направлений культуры, можно назвать оперное искусство.
Опера - это уникальный вид искусства, объединивший сразу несколько направлений - литературу, живопись и театр. Италия, как никакая другая страна внесла огромный вклад в формирование и развитие оперной культуры. История современной итальянской оперы начинается в конце XVI века.
На тот момент Флоренция считалась одной из самых развитых областей страны. Это касается не только экономического развития, вместе с ростом уровня промышленности активно развивается культура. Именно тогда во Флоренции, под покровительством известного мецената Джованни Барди появилась организация "Флорентийский кружок", или "Флорентийская камерата". Барди собирал в своем доме самых известных деятелей искусств и культуры того периода в Италии. Среди участников организации были известные поэты и композиторы того времени.
Характерной особенностью музыки того периода была полифония. Одновременное звучание множества голосов, полностью исключало возможность услышать слова вокального произведения. Желание создать музыкальное произведения с драматической основой дало толчок новому эксперименту, который увенчался успехом, и первая музыкальная драма "Эвредика", имела настоящий фурор.
Эстафету флорентийского общества принял гениальный итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Не исключено, что, будучи придворным композитором при дворе герцога Винченцо Гонзага, Монтеверди имел возможность встречаться с участниками "Флорентийской камераты", и в частности с Пери и Ринуччини. Заслуга Монтеверди не только в открытии первого оперного театра в Венеции, к слову, это был первый оперный театр в мире, но и в создании замечательного произведения, в котором смог с помощью музыки и голоса певцов, передать глубину чувств и трагизм ситуации. В своей опере "Орфей" композитор отошел от традиционного на тот момент речитатива. Меняя силу звучания и темп музыки, Монтеверди смог передать характер героя.
XVII век стал временем развития оперы, как направления в искусстве. Открывается первая национальная оперная школа во Франции, с большим успехом проходят представления оперных спектаклей в Англии и Германии.
Первые оперные произведения не отличались целостностью композиции. Как правило, внимание уделялось разным сторонам произведения. Первые авторы уделяли огромное внимание словам и голосу певцов, в то время как музыка оставалась лишь фоном. Еще более удручающее положение было с драматической частью и сюжетной линией. Авторы черпали вдохновение в библейских мотивах, трактуя события по своему усмотрению. В первых постановках принимали участие исключительно мужчины, ведущая партия принадлежала мужскому сопрано.
К середине XVIII века стали появляться произведения комедийного характера, которые, порой, не имели общей концепции, но меняется голосовой состав, и цену выходят партии тенорового звучания. Опера-буффа достаточно быстро завоевала популярность. Не смотря на неоднозначное к ней отношение критиков, спектакли этого жанра проходили во всех театрах самых влиятельных дворов Европы.
"Золотым веком" в истории итальянской оперы стал XIX век. Ярким явлением в итальянской опере новой эпохи стало творчество гениального музыканта и талантливого композитора Джоаккино Россини. Не удивительно, что с ранних лет ребенок любил музыку, и особенно пение, его родители были из музыкальной среды - отец - трубач, мать - певица. За всю свою творческую деятельность композитор создал 39 опер. Его недаром называют одним из самых плодовитых, вряд ли, кто из авторов отличался такой скоростью. Самое известное свое произведение - оперу "Севильский цирюльник" Россини написал менее чем за 20 дней. Общеизвестен факт, что премьера оперы провалилась, но тем громче стал успех следующих представлений. До наших дней произведение остается популярным во многих программах ведущих оперных театрах мира. Ему одинаково талантливо удавались произведения в разных жанрах. Не редко в произведениях драматического характера встречались комические эпизоды, а в комедийных произведениях присутствуют сцены с глубоким драматическим смыслом. Практически ежегодно композитор представлял около десятка произведений, одно из которых обязательно становилось популярным. Россини довольно рано, и по непонятным причинам, закончил свою творческую деятельность. Но последний аккорд был очень ярким. Финалом его композиторской карьеры стала опера "Вильгельм Телль", написанная во Франции.
Вот уж кто по рождению был далек от музыки, а стал одним из знаменитых композиторов Италии - Гаэтано Доницетти. За относительно недолгую жизнь - Доницетти прожил 51 год - композитор создал 75 произведений. Первый успех пришел к нему в возрасте 21 года, в Венеции с большим успехом прошла премьера его оперы "Энрико, граф Бургундский". Кроме Неаполитанского театра, композитор работал для театров Рима и Милана. Мировую славу Доницетти принесла опера, написанная на сюжет из английской истории "Анна Болейн". Как будто предчувствуя скоротечность жизни, мастер работал с необыкновенной скоростью. "Анна Болейн" была написана менее чем за месяц. Творческое наследие Доницетти имеет для итальянской оперы большое значение, именно он положил начало романтического направления.
Романтические тенденции нашли поддержку и продолжение в творчестве Венченцо Беллини. Беллини вспыхнул, как яркая звезда на небосклоне итальянской оперы. Вся жизнь композитора, с самого раннего детства, сопровождалась музыкой. Судьба подарила Венченцо 34 года, за которые он создал 11 блестящих опер, среди которых такие шедевры, как "Норма" и "Пуритане". Родившись на Сицилии, он получил музыкальное образование в Неаполитанской консерватории. На творчество композитора не влияли жизненные трудности, он был полностью поглощен работой. Никто так не проявил себя в стиле "бельканто", как Беллини. Он не отличался скоростью в написании произведений, в отличии от других своих соотечественников. Прежде чем приступить к работе, автор долго изучал сюжетную линию и характер героев, вчитывался в либретто.
Сам композитор не скрывал, что стремился быть похожим на великого Россини, а между тем, стал яркой индивидуальностью. В произведениях Беллини нет яркого оркестрового сопровождения, больше внимания уделяется отдельным вокальным партиям.
Сегодня оперы знаменитого итальянского композитора входят в репертуар многих оперных театров мира.
Неоценимый вклад в развитие итальянского оперного искусства внес великий итальянский композитор Джузеппе Верди. Будущий композитор родился в семье трактирщика, и практически не получил музыкального образования. Стремление к музыке было столь велико, что он решил поступить в Миланскую консерваторию. Получив отказ, мотивированный недостаточностью подготовки, Верди с еще большим усилием принимается за работу, и берет уроки музыки у композитора Винченцо Лавиньи. Долгое время его единственной поддержкой был меценат и большой любитель музыки Антонио Барецци. В 23 года Верди заключил брак с дочерью Барецци Маргаритой, который, к сожалению, окончился довольно трагично, и принес композитору сильные душевные волнения.
Переживая личную драму Верди полностью погружается в работу, и в этот период выходит его первая удачная работа - опера "Набукко", принесшая ему известность. После этого мастер получил еще несколько заказов для театров Милана, Рима и Неаполя. Известность имела и свои отрицательные моменты - композитор работал практически без остановки. У него не оставалось времени на устройство личной жизни, вряд ли он задумывался над покупкой дома у моря. Получив финансовую стабильность и независимость, Верди, наконец, обрел семейное счастье в браке с Джузеппиной Стреппони.
Произведения раннего периода носили революционно-патриотический характер. Уроженец Ломбардии музыкант близко принимал все события, проходившие в стране - потеря независимости, австрийская оккупация. За неполных десять лет, Верди написал 13 опер, среди которых знаменитая "Эрнани", принесшая ему европейскую известность и славу, а также оперы "Макбет" и "Луиза Миллер". Раннее творчество Джузеппе Верди носит характерные черты оперных произведений того времени, присущие творчеству Россини и Доницетти. Однако, в отдельных произведениях ярко просматривается индивидуальность автора.
Изменения в личной жизни сказались и на творчестве - появляются новые герои, новые сюжеты. Композитор впервые выводит на сцену героев из простого народа. С 1851-го по 1859-й год появляется знаменитая триада - "Риголетто", "Травиата" и "Трубадур". В этих произведениях композитор больше внимания уделяет сюжетной линии, раскрытию характеров героев, усиливается роль оркестра. Постановки прошли с грандиозным успехом, не только в Италии, но и в других европейских театрах. Творчество Верди получило европейскую известность. Он создает ряд произведений для оперных театров Парижа, Санк-Петербурга, Каира. Приуроченная к открытию Суэцкого канала, с триумфом прошла премьера "Аиды" в Каире.
После такого грандиозного события в творческой жизни Верди наступает длительный перерыв. Многие его поклонники практически смирились, и не верили, в его возвращение. Однако, оно было таким же триумфальным. В 1887 году мастер представил свой новый шедевр - оперу "Отелло". Можно сказать, что в этом произведении автор объединил все свои достижения и наработки. Заключительным аккордом в творчестве Верди стала опера "Фальстаф". Произведение комического характера, вызвало восторг и удивление поклонников таланта композитора. В некоторой степени это было символично, поскольку одно из первых сочинений этого плана не приняла публика Милана, на заре его деятельности.
Сложно переоценить значение творчества Верди для развития мировой оперной культуры и искусства. Его произведения пользуются огромной популярностью, считаются достоянием мировой культуры.
С уходом Верди в истории итальянской оперы заканчивается период романтизма, и появляются композиторы новой формации и нового стиля - веризма.
Одним из основоположников нового направления стал гениальный итальянский композитор - Пьетро Масканьи. Родители не видели в сыне музыканта, его отец хотел чтобы он стал адвокатом, юрист в Италии всегда пользовался уважением и мог сделать отличную карьеру. Как ни странно, но поддержку он нашел в лице дяди Стефано. Став студентом Миланской консерватории, он, не окончив обучение, начинает трудовую деятельность в качестве дирижера. Переломным событием в жизни известного композитора стало участие в конкурсе на создание одноактной оперы, который объявил Эдуардо Сондзоньо. Автором либретто стал друг Масканьи Тарджони-Тоццетти, и за два месяца было создано одно из самых известных произведений в творчестве музыканта, опера "Сельская честь". Такой успех поразил самого Пьетро. Надо сказать, что первые попытки в создании масштабных произведений не увенчались успехом и не принесли автору должной известности. Всего композитор написал 17 опер, кроме этого в музыкальном наследии Москаньи есть и другие произведения.
Вместе с Масканьи в известном конкурсе принял участие еще один представитель итальянской оперной школы - Руджеро Леонковалло. К сожалению, тогда он уступил победу своему соотечественнику. Самым известным произведением этого гениального автора стала опера "Паяцы". В основу произведения легла реальная история, свидетелем которой стал будущий композитор. Собственно, он был и автором либретто. Искусству композиции Леонковалло обучался в Неаполе, а литературу он изучал в Болонском университете. Первые творческие начинания не принесли музыканту ни денег, ни славы. Одно время он подрабатывает тапером и либреттистом. Одним из первых Леонковалло осуществил запись своего шедевра на грамластинку, где выступил, как дирижер.
Огромное влияние творчество Верди оказало на известного итальянского композитора - Джакомо Пуччини. Сам композитор неоднократно упоминал, что однажды услышав "Аиду", он решил стать оперным композитором, и увидел свое призвание в создании драматических музыкальных произведений. Не смотря на то, что первые попытки не имели известности, но казалось, что самой судьбой ему было предначертано стать известным. Впервые его имя прозвучало на премьере оперы "Манон Леско". А мировая слава не заставила себя долго ждать, и пришла вместе с триумфом одной из самых известных произведений автора - оперой - "Богема". Не всегда все блестяще и ярко было в жизни талантливого композитора. Он был четвертым ребенком в семье, и получил имя в честь своего прапрадеда, который также был музыкантом. Рано потеряв отца, он попал на воспитание к своему дяде, который не видел в нем особого таланта.
Поступив в Миланскую консерваторию, он вращается в музыкальных кругах и заводит знакомства с Каталани и Масканьи. Годы учебы прошли в бедности и нищете, тогда можно было только мечтать купить дом в Италии. Но, будущий гений не унывал. Он осознавал, что либретто играет важную роль, а для его создания необходима настоящая жизненная история, драма, которая потрясет зрителей. Наверное, поэтому все его произведения имеют глубокий смысл. В 1900 году, в Риме состоялась премьера очередного шедевра Пуччини. Опера "Тоска" имела грандиозный успех,
Одним из первых европейских композиторов Пуччини обратился к восточному сюжету. "Мадам Баттерфляй" особенно полно передает японский колорит. Для этого композитор использует специфические инструментальные приемы и народные напевы.
Пуччини уделял огромное значение музыке, которая должна была отобразить характер его героинь. Сегодня многие произведения не утратили актуальности и входят в "Золотой фонд" итальянского оперного искусства.
Итальянская опера оказала огромное влияние на становление этого искусства в мире. Яркие представители жанра оставили неизгладимый след в истории искусства. Легендарные произведения гениальных итальянцев украшают программы самых известных сцен Европы и мира.