Океан символической реальности художника Клокова

Алексей Клоков - самобытный русский художник, отличающийся притягательным концептуальным стилем, основанным на абстрактной импровизации и синтезе таких разноплановых направлений, как фовизм, экспрессионизм, кубизм, импрессионизм и сюрреализм. В 1985-ом году Алексей Клоков был близко знаком с Анатолием Зверевым, влияние которого эпизодически просматривается в его творчестве. Закончив художественно-промышленное училище в 1991-ом году, он работал в реставрационных мастерских Эрмитажа и Третьяковки. Его лучшей школой и огромной удачей было соприкосновение с полотнами величайших художников, у которых он брал уроки самого лучшего. У Ван Гога - эмоциональности и специфического мазка, у Утрилло - отрешенности и пейзажной композиции, у Моне - эпизодической плавности, у Писарро - фрагментарной нежности на фоне общей экспрессии, у Кандинского - композиции линий предсказуемого математического утонченного хаоса, у Пикассо - вариативности и оригинальности художественных решений:

География творчества Алексея Клокова довольно обширна - это и Япония, и Англия, и Австрия, и, конечно, Россия. Его работы находятся в коллекциях Лаврова, Берлускони, Клинтон, Волчек, Кустурицы, Тарантино и у многих других известных людей. Произведения неоднократно выставлялись в престижных залах Москвы, Лондона, Мито, Вены, и, конечно, в ЦДХ (1998, 2001). В целом ряде живописных композиций используется сусальное и высокопробное золото, антикварные объекты, редкие монеты и раритетная полиграфия.

Психотип художника и его творчество во многом опирается на интуицию, в которой он черпает свои идеи, происходящие из комплекса определяющих признаков, которые включают в себя множество составляющих - рисунок, свет, композиция и так далее. Все они направлены на осмысление гармонии и ценностной ориентации мироустройства и поисках человека в нем. Наиболее интересными для Алексея Клокова представляются философско-духовные темы, которые он воплощает в таких работах, как "Первоцвет", "Не уничтоженный Арлекин", "Поросль", "По воде", "Полнота в красном", "Архитектоника Бытия", "Золотой росток", "Хутор у дороги", "Благословение", "Стая бабочек", "Дама с собачкой".

А.Клоков. По воде, из серии "Отражение". Холст, масло, 90х70. Частная коллеция.

На картине "Золотой росток" художник в условной форме изображает общечеловеческую пирамиду Маслоу*, где из сусального золота выстраивает иерархическую конструкцию развития потенциала человека. В то время как в произведениях "Поросль" и "Первоцвет" он рассуждает на частную тему течения и трансформации жизни: от молодости к ее более зрелой форме. В фигуративной серии "Анима", включающей и "Полноту в красном" и "Даму с собачкой", автор обращается к женской природе и ее метаморфозам, восхваляя высочайшую силу женственности. Архетипическое** исследование он продолжает на картине "Не уничтоженный Арлекин", где через образ трикстера он обнажает трепетную натуру художника и его непростой личностный и творческий рост. В поиске истины Алексей Клоков доходит и до наивысших экзистенциальных*** переживаний, отраженных им в пейзажных работах "По воде" и "Благословение". Обращаясь к библейским сюжетам, он зримо передает красоту и гармонию невидимого. Прославлением жизни, цвета и света проникнуты выполненные в яркой, почти скульптурной манере произведения "Стая бабочек", "Хутору дороги", "Архитектоника Бытия", в которых отражаются его мировоззренческие и эстетические представления.

Традиционным исполнением Алексея Клокова является достаточно крупный мазок, который может быть как сложным в колористическом исполнении, так и простым, почти открытым цветом. Для ряда работ характерна графичность. Будучи неординарной личностью, в каждом произведении, художник разворачивает пространство своей тайнописи, воплощая сакральный знаковый образ, требующий тонкого прочтения и особой транскрипции. На фоне выделения общих концептуальных авторских позиций, в каждой работе непреложно действует принцип инвариантности, когда при соблюдении внешних, характерных для Алексея Клокова традиций, он наполняет их разным содержанием. Только, исходя из контекста, его на первый взгляд похожие цветовые или композиционные решения многомерны, то есть вмещают в себя не тождественные смыслы. Следуя закону универсальности символа, лишь комплексное рассмотрение всех элементов картины открывает целый мир, в котором каждый из них тщательно выверен, а определяющую роль играет самый главный талант самого автора - его ярко-выраженная индивидуальность!

*Абрахам Маслоу - основатель гуманистической психологии и пирамиды иерархии потребностей человека: от физиологических потребностей до потребности в самоактуализации.

**Архетипический - представленный в сознании человека ряд универсальных элементов коллективного бессознательного, распознаваемых в переживаниях и опыте человека.

***Экзистенциальный - существующий в основе мира, проявляющийся в реальности и не зависящий от воли человека; связанный с бытием, с существованием человека.

Т.И. Моргунова, кандидат архитектуры, член Творческого союз художников России, искусствовед, эксперт Правительства Москвы
Опубликовано: 03.04.2014
Читать другие статьи
Последние новости
Вы искали
Последние просмотры
Каталог новостей Copyright © RIN 2002-
 Обратная связь