Как приучить ребенка к чтению: проверенные способы
Разнообразные гаджеты заменяют детям книги. Они слушают аудиосказки, смотрят бесконечные мульты и не стремятся читать сами. Как привить ребенку любовь к чтению и какие способы помогают в обучении грамоте, подскажут детские педагоги и психологи.
Когда ребенку пора читать?
Специалисты утверждают, что взрослым нужно начинать с себя. Дети склонны повторять поведение родителей, и привычки воспринимают как данность. Как часто вы берете в руки книгу? Если это бывает изредка, разве можно привить ребенку любовь к прозе и поэзии? Бывает и так, что в читающей семье ребенок не интересуется книгами. Дело в том, что все привычки родом из детства.
Часто озабоченные ранним развитием детей родители бросаются в крайности и начинают учить с ними буквы чуть ли не с рождения. Физиологи утверждают, что мозговые центры формируются в разное время. Желание «перескочить» на следующий этап, минуя предыдущий, основан на незнании психофизиологии. Эффективнее обучение чтению детей проходит после 2 лет. До этого времени важнее развивать навыки социализации. К 5-6 годам уже формируется лингвистика речи, исчезают дефекты произношения, усложняющие общение со сверстниками.
Метод Марии Монтессори
Если ребенок в 3 года произносит все звуки, воспользуйтесь проверенным способом. Эта система подходит для знакомства с буквами.
-
Рисуйте с малышом линии, крючки и петельки, лепите из пластилина.
-
Затем покажите, как при сложении получаются буквы.
-
Чертите литеры на бумаге и произносите вслух названия. Так малыш быстрее запоминает контуры, потом легче узнает прописные.
-
Вместе ищите знакомые очертания в букваре, на уличных баннерах, упаковках продуктов.
При удобном случае буквы выкладывайте из подручных материалов: спагетти, спичек, коктейльных трубочек.
Способ Николая Зайцева
После запоминания отдельных букв переходите к слогам. Сначала выбирайте заканчивающиеся на гласные, чтобы малышу было легче выговаривать. Произносите вместе громко и нараспев, соединяйте вместе, строя паровозики из кубиков. Выбирайте с написанными слогами – так малышу проще соединять «вагончики». Методика особенно эффективна для увеличения скорости чтения первоклассников.
Принцип Глена Домана
Автор системы раннего развития утверждает: чем интенсивнее нагрузка на мозг в детстве, тем выше интеллект в школе. Он настаивает, что обучение зависит не от мотивации, а от грамотного организованного процесса. Для обучения по его методу магазины предлагают комплекты с карточками. Для запоминания вы показываете малышу изображение со словами.
Трехлетнему малышу, мыслящему образами, проще запомнить слова «мяч», чем звук «М». Вы произносите название, берете следующую карточку из 5 и действуете по тому же алгоритму. В конце занятия обнимаете малыша и хвалите. Урок проверяете спустя неделю. Спрашивайте, что написано, и ждите 10 секунд. Если ответил, хвалите, если нет – повторите. С каждым занятием прибавляйте по одному предмету. Успех обучения зависит от эффективности методики и заинтересованности малыша. Проводите занятия в игровой форме, когда он в хорошем настроении, не более 3-5 минут. Приучите ребенка читать карточки 3-4 раза за день.
Учим стихи вместе с ребенком
Многие школьники любят читать, но стихи им не даются. Пару четверостиший учат день-два вместе с мамой, при повторении местами забывают. В детском чтении используйте методики педагога-психолога и специалиста по эйдетике (ассоциативному мышлению) Виктории Таракановой. Это автор набора «Азбука. Живые буквы».
Допустим, ребенку задали «У лукоморья дуб зеленый». Простой и эффективный способ запоминания – ассоциативные рисунки. Ребенок подбирает сравнения и рисует картинки к каждому слову или строчке, не забывая предлоги. С практикой количество сократится, и стимулировать память будет одна иллюстрация.
Сначала распечатайте стих и предложите громко прочесть, затем перейти к зарисовкам. Дети мыслят образами, и придумать ассоциации не представляет труда. Подскажите, что лукоморье может выглядеть как лук у моря. Когда ребенок освоит процесс, предложите выбрать только ключевые слова: море, дуб, цепь, кот, круг. Если ему сложно так запоминать, пусть сам нарисует иллюстрации со всеми персонажами. Ребенок сам выбирает удобный способ для заучивания стихов по картинкам.
Метод Цицерона
Этот способ еще называют формированием локаций. Суть состоит в расстановке кодовых слов.
-
Предложите быстро и осознанно прочитать стих 5 раз.
-
Построчно выделить ключевые образы.
-
Расставить их по часовой стрелке в заданном стихом порядке.
Попросите вообразить, что на подоконнике растет зеленый дуб, со шторы свисает золотая цепь. Рядом за столом, заваленный книгами, сидит черный кот в очках и читает. Слово «кругом» пусть сделает кодом и виртуально очертит мелом круг. Теперь с подсматриванием в книгу пересказывает историю. Если вдруг забыл пару строчек, предложите подобрать для них ассоциации, разместить на «карте». Оба способа эффективны для заучивания иностранных слов, списков, другой нужной информации.
Какие сказки читать ребенку?
Для раннего возраста книги для детей включают простую и короткую сюжетную линию. Малышам 1-3 лет подойдут сказки с повторениями, создающими ритмику теста: («тянут – потянут», «бил – не разбил»). Для восприятия лучше, если героями сказок будут знакомые по картинкам животные и предметы. Для эмоционального вовлечения голосом имитируйте звуки, жестикулируйте, читайте медленно и нараспев. Главная задача на этом этапе – заинтересовать и приучить ребенка к чтению. В этом возрасте детям нравится: «Курочка Ряба», «Колобок», «Козлятки и волк», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь».
Что почитать ребенку 4-5 лет?
Детское чтение в дошкольном возрасте формирует вкусы. Девочкам больше нравятся волшебные сказки про принцесс и фей, мальчикам – про солдатиков, трех богатырей, животных. Почитайте детям «Про Иванушку-дурачка», «Жихарку», «Три поросенка», «Петушок и бобовое зернышко». Читая ежедневно ребенку сказку или стихи хотя бы 15 минут, вы привьете любовь к книгам и сформируете полезную привычку.