Библиотека RIN.ru - самая большая база книг. Бесплатная литература
    История литературы   Из жизни писателей   Литература и искусство   Конкурс  
   Библиотека
Новости
Архив новостей
Автомобилисту
Альтернатива
Астрология
Бизнесмену
Военная проза и публицистика
Дебют
Детективы
Детская литература
Дом и сад
Драма
Древняя литература
Женские романы
Зарубежные новинки
Иностранная литература
Исторические романы
Классические романы
Компьютерная литература
Кулинарная книга
Критическая литература
Культура и спорт
Малая проза
Медицина
Мистика, триллеры
Научная литература
Непознанное
Новый год
О животных
О знаменитостях
О растениях
Охотнику и рыболову
Парапсихология
Песенники и тосты
Политика
Популярные журналы
Посвящения
Поэзия
Приключенческие романы
Путешествия
Религия
Русский криминал
Русское зарубежье
Словари
Семья
Современные романы
Социология
Справочники
Страноведение
Учебники для всех
Фантастика
Философия
Фэнтези
Школьная программа
Эзотерика и теософия
Экономика и финансы
Энциклопедии
Эротика
Юмор
Без раздела
Литературные новости
Новые статьи

Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Тесты
Новости
Социологические опросы
 Найти:   искать по тексту
Что ищут пользователи?

О вечной теме и легких книгах

Что происходит с литературой о войне?

Тридцать два года назад Алесь Адамович дал интервью грузинскому журналисту Георгию Амбернади на тему 'Почему мы не можем не писать о войне'. Адамович сформулировал ответ так: 'Свидетелям и участникам своим война дала такой эмоциональный заряд, открыла им мир и человека в таких высоких и в таких, не побоюсь этого слова, страшных проявлениях, что не писать об этом нельзя просто по причинам внутреннего - нравственного и психологического - порядка'.

Ныне, спустя тридцать лет, в литературных кругах устраиваются дискуссии на иную тему: 'Почему не пишут о войне?'


Особенно актуальна проблема для белорусской литературы. Ведь традиционно главными темами нашей прозы считались две: война и деревня. Впрочем, и сегодня зайдите в любой книжный интернет-магазин и посмотрите, какие белорусские книги там самые популярные, - и увидите, что это книги Василя Быкова и Алеся Адамовича. То есть тема по-прежнему интересна! Да и как может быть иначе?.. Даже на интернетовских сайтах молодежь признает, что 'сапраудная лiтаратура круцiцца вакол двух тэм: вайна i каханне'.

...Среди читательской литературной почты, наверное, больше половины - произведения на тему войны... В холдинге 'Литература и искусство' издали книгу сочинений белорусских школьников о Великой Отечественной - неожиданно искренне и живо получилось. Вот сейчас дали мне почитать присланные на городской районный конкурс стихи и рассказы - тоже хватает военной тематики... Есть и еще одна заметная тенденция последних лет: все больше появляется мемуарной литературы, творчества самих ветеранов, которые хотят успеть сказать недосказанное. Проблема в том, что в большинстве своем это рукописи, которые требуют серьезной литературной обработки. Множатся и архивные находки... Помню, сколько ярких впечатлений было от публикации фронтовых записей Ивана Мележа! Только сейчас начинают говорить о трагедиях гетто, о судьбах людей, заслуживших звание 'Праведник народов мира', о тех наших земляках, кто сражался с фашистами в армии Андерса, о штрафных батальонах... Рассекречиваются документы... Тот, кто считает, что о войне уже известно все, не подозревает, что ошибается больше, чем слепой философ, посчитавший, пощупав рукой, что слон - это колонна. Правда о войне будет открываться еще долго... Когда два года назад вышел трехтомник 'Скрыжалi памяцi', в который вошли произведения почти полсотни белорусских литераторов, погибших во время Великой Отечественной войны, для многих этот пласт нашей культуры был открытием. И открытием с примесью горечи - как же много мы потеряли... Поколение погибших талантов! Но и в упомянутый трехтомник вошло не все - сегодня продолжаются поиски, возвращаются новые имена...

А что же в художественной прозе? Да, выходят книги старшего, уже состоявшегося, поколения литераторов. В издательстве 'Мастацкая лiтаратура' рассказали, что большим спросом пользуются книги Анатолия Сульянова 'Третий пилот', Анатолия Кузьмичева 'Схватка на рассвете', Николая Чергинца 'Вам задание'... Из творчества послевоенного поколения, кроме отдельных удачных рассказов разных авторов, вспоминается роман 'Будзь воля твая' Ирины Жерносек о подвиге священников из белорусской деревни Росица, сожженных карателями вместе с прихожанами. Новый - религиозный - ракурс, проблемы нравственности, экзистенциального выбора человека... Эти 'новые ракурсы' сейчас активно в других литературах разрабатываются. Вспомнить хотя бы нашумевший роман российской писательницы Людмилы Улицкой 'Даниэль Штайн, переводчик', в котором среди прочего описываются события времен оккупации в белорусском городке Мир.

Лучшие произведения о войне - от 'Василия Теркина' до 'Триумфальной арки' - написаны не о войне вообще, а о конкретных людях на войне. Ведь как у Быкова получился сюжет 'Сотникова'? В колонне пленных власовцев писатель увидел знакомое лицо: это был человек, которого он знал как советского патриота и хорошего солдата... Оказалось, тот, попав во вражеские руки, решил: перехитрю... Притворюсь, что переметнулся. А при удачном случае - уйду к своим, героически и с шумом. Но 'удачный случай' так и не представился... Сотников в повести решает этот экзистенциальный вопрос просто: нельзя быть предателем понарошку, временно. Иногда надо просто принять смерть, даже если она не выглядит героически и ты не уверен, что о твоей стойкости когда-нибудь узнают...

Кстати, одной из причин, почему сегодня не берутся за военную тему, называют то, что мы 'изгнали из обихода героическое'. Заменив его скептицизмом и стёбом, вытеснив подвиги в маргинальную область фэнтези и бандитских боевиков. Отдать жизнь? Ну разве что виртуальную, в ролевой игре за освобождение хоббитов от гоблинов.

Между прочим, в некоторых компьютерных играх, основанных на реальных исторических событиях, можно поиграть 'за немцев против русских' и... выиграть

Мне рассказывали реальный факт: после того как французам показали фильм о Хатыни, одна дама всерьез спросила: 'Но ведь это все только миф, не правда ли? Немцы - культурный народ, они не могли так поступать'.

Не говоря уже о том, что, посмотрев современные зарубежные фильмы, зритель остается в убеждении, что Вторую мировую войну выиграли американцы.

Надо ли просто пассивно выжидать, когда возвратится интерес к теме? При Министерстве обороны Республики Беларусь создана военно-художественная студия писателей, и в планах студии - 'круглый стол' с участием представителей всех литературных изданий. Предполагается дискуссия и о военной теме, и, скажем, о создании образа молодого воина - нашего современника... Скоро выйдет уже второй номер альманаха 'Армия и культура', основанного Министерством обороны...

Давний спор - возможно ли написать хорошую книгу о войне, не побывав там? Но ведь Лев Толстой не участвовал в войне с Наполеоном? К тому же, когда он начал работать над романом 'Война и мир', опрашивая свидетелей, перебирая архивы, ему было 35 лет - то есть еще достаточно молодой для прозаика возраст.

Правда, военный опыт у него был... А еще был патриотизм.

Еще одна причина, почему, по мнению некоторых, молодые избегают военной темы, - ее 'заезженность'. Тут стоит прислушаться к российскому писателю Георгию Владимову: 'Обрыдли 'заезженность' и полуправда о Великой Отечественной? Никакая 'заезженность' не отвратит серьезного писателя, даже напротив, побудит его высказать свое слово'.

Главный редактор журнала 'Маладосць' поэтесса Раиса Боровикова считает, что все дело - в общем отношении к литературе и культуре, падении интереса общества к серьезной книге. Ведь не появляется значительных произведений не только о войне, но и на другие важные темы. О современной деревне, о чистой и верной любви...

Но ведь уже практически появилось новое, интересное молодым кино о войне, исполненное на языке современного искусства. Георгий Бакланов не зря считает, что 'когда говорят о жизни серьезно, когда ищут и рассматривают пружины событий - нравственные, социальные, - это всегда современно. Но, кроме того, у писателя, рассказывающего ныне о прошлом, например, о войне, происходит незримое наложение сегодняшних тревог, сегодняшнего желания понять жизнь, сказать людям нужное слово с тем, что он знает о прошлом...'

А нас почти приучили к 'легкой литературе'... Алесь Адамович об этом предупреждал: '...случается, о войне ждут 'легкую книгу'. Человеку в принципе свойственно стремление к душевному равновесию. Но вот Альберт Швейцер заметил: воистину душевное спокойствие - изобретение дьявола! И литература, и кино потворствуют этому желанию'.

Что ж, Антуан де Сент-Экзюпери, чей самолет, как только недавно выяснилось, сбил немецкий военный летчик, сказал: 'Война не приключение. Война болезнь. Как тиф'.

Признаем еще, что после тех литературных шедевров, которые созданы поколениями фронтовиков и 'детей войны', браться за военную тему очень ответственно... Есть эпизоды, право озвучить которые, возможно, сегодня есть только у свидетелей. В одном из последних произведений Астафьева описывается военный госпиталь, где врачи издеваются над ранеными, которых заживо съедают вши... Он - видел, он - свидетельствует... Напиши такое сегодняшний двадцатилетний, не скажут ли ему - 'кощунствуешь'? В лучших произведениях о войне - не только потрясающие до глубины души ужасы, но и ирония, и грубоватая шутка... Но взяться сегодня написать веселое произведение о войне вроде 'Василия Теркина'? 'Кощунство'... А между тем художник должен чувствовать себя в создаваемом им мире вольным. 'Затем, что ветру, и орлу...' Как ни крути, тут нужна художническая смелость необыкновенная. А конъюнктура и 'фальшивая кровь на броне' - вот где кощунство.

Нет, тема не изжила себя. Тема не будет забыта. Более того, по прогнозам почти всех литературоведов, она еще отзовется в значительных книгах будущих десятилетий. Главное, чтобы не было забыто то, что уже создано... Раиса Боровикова, например, упомянула, что нужно переиздать 'Я з вогненнай вёскi' - документальную прозу А.Адамовича, Я.Брыля и В.Колесника, чтобы эта книга была в каждой школе. И что еще обнадеживает... Когда на одном из сайтов кто-то высказался, что литература о войне надоела со школы, ему тут же ответили: 'А ты помнишь из школьной программы по литературе плохое произведение о войне? Я - не помню. Все были впечатляющими'.

sb.by
28.06.2008
К списку новостей

Copyright © RIN 2002-
 Обратная связь