Русскую литературу в фантиках и этикетках представят в 'белинке'
Выставка этикеток и фантиков с изображением героев русской литературы, писателей, откроется на будущей неделе в библиотеке Белинского.
Выставка 'Пушкин - к водке, Гоголь - на сладкое. Литература в фантиках и этикетках конца XIX - начала XXI века' откроется на будущей неделе в библиотеке имени Белинского.
Как сообщили АПИ организаторы экспозиции, которая будет работать до 3 сентября, на выставке представят более 300 этикеток кондитерской, парфюмерной и алкогольной продукции конца XIX века - начала XXI столетий, связанных с образами и текстами литературы.
В названии конфеты, рисунке этикетки, в стишках и загадках, писавшихся лет сто назад на упаковках сладостей, в текстах песен и сказок, которыми снабжены современные бутылки пива и коробки с чаем, отражаются время и его герои.
Среди этих 'героев' - герои сказок Пушкина Золотая рыбка, царь Салтан, грызущая орешки Белочка, а также персонажи 'Снегурочки' Александра Островского.
Русские кондитеры и парфюмеры позапрошлого столетия не только услаждали тело и чувства, но и просвещали. Выпускались серии конфет в фантиках с русской азбукой и таблицей умножения, 'Русские писатели', 'Галерея русских писателей', 'Басни Крылова' и прочая, прочая. Карамель и шоколад посвящались юбилеям писателей - Пушкина и Гоголя.
В 20-е годы ХХ века публика обнаружила на этикетках героев нового времени - Данко, Чапаева, пионеров и октябрят, но они лишь отчасти потеснили прежних любимых литературных персонажей. В середине века за рубежом появляется идея печатать на этикетках романы и комиксы с продолжением.
В 1960-1970-е годы над созданием упаковки в СССР работало много художников и мастеров книжной иллюстрации. Кондитерские упаковки этого времени часто не уступают по графике детской книге. Герои сказок остались на кондитерских изделиях, но 'серьезные' литературные персонажи покинули кондитерскую отрасль, оказавшись востребованными у взрослого населения. Ныне Пушкин, герои Лермонтова и Бажова украшают собой бутылки водки и пива.
Еще одной особенностью 'литературы на этикетках' стало то, что это, как правило, литература классического периода, а из авторов XX века мало кто удостоился внимания современных бренд-менеджеров.