Эпоха Возрождения подарила миру новый жанр литературы - новеллу, и 'Декамерон' Джованни Боккаччо с тех пор в почете у читателей. 'Эффект Медичи' Франса Йоханссона тоже не похож на привычные сочинения по бизнесу: в 15 коротких главках автор предлагает свое толкование проблемы инноваций - но войдет ли книга, изданная скромным тиражом в 1500 экземпляров, в список бестселлеров?
Но начнем по порядку. Во-первых, в любой главке книги действительно угадывается сюжет и главный герой, будь то шеф-повар ресторана в Нью-Йорке или серийный предприниматель в Британии, который всю свою неуемную энергию тратит на пользу дела. Во-вторых, Йоханссон практически всегда находит правильное соотношение между научными авторитетами, к которым постоянно обращается за советом (среди них Клейтон Кристенсен, Тереза Эмебайл и Роберт Саттон), практикой нынешнего бизнеса и собственными, пусть пока еще скромными, изысканиями на пути исследования инноваций. В-третьих - и это главное, - у автора получилось действительно цельное произведение, где каждая главка похожа на новеллы великого Боккаччо: она будит воображение и по-хорошему заводит.
Йоханссон не изобретает секретный код успеха из четырех 'И', как делает один из кандидатов в президенты, а просто напоминает читателю, что именно семья итальянских банкиров сумела привлечь во Флоренцию скульпторов и ученых, поэтов и философов, финансистов, художников и архитекторов и вместе 'они создали новый мир, новую эпоху, которая впоследствии стала называться Возрождением'. Это место в Италии он назвал 'пересечением', а 'взрыв самых невероятных открытий и инноваций, которые там можно найти', - эффектом Медичи.
В наши дни за явлением 'пересечений', как пишет Йоханссон, стоят три силы: миграция людей, сближение наук и прорыв в компьютеризации - 'и сейчас, возможно, впервые в истории они работают в одном направлении'.
Серийному предпринимателю Говарду Берке - 'начиная с 1980-х гг. он стал учредителем или соучредителем 12 компаний, а организаций, в деятельности которых он принимал участие, было еще больше' - удается все время успешно объединять эти силы. 'Каждая основанная мной компания находилась на пересечении по меньшей мере двух областей, - сказал Берке в интервью с автором. - Я осознанно стремился к тому, что именно так и совершаются инновации'. Его компании, отмечает автор, охватывают широкий диапазон областей: медицинские приборы, здравоохранение, биотехнологии, программное обеспечение, энерготехнологии, коммуникации. И пусть читатель решит, насколько Берке овладел эффектом Медичи: хотя он 'производит впечатление достаточно мягкого человека', пишет Йоханссон, но 'выработал привычку водить дружбу с гениями из различных дисциплин'.