Библиотека RIN.ru - самая большая база книг. Бесплатная литература
    История литературы   Из жизни писателей   Литература и искусство   Конкурс  
   Библиотека
Новости
Архив новостей
Автомобилисту
Альтернатива
Астрология
Бизнесмену
Военная проза и публицистика
Дебют
Детективы
Детская литература
Дом и сад
Драма
Древняя литература
Женские романы
Зарубежные новинки
Иностранная литература
Исторические романы
Классические романы
Компьютерная литература
Кулинарная книга
Критическая литература
Культура и спорт
Малая проза
Медицина
Мистика, триллеры
Научная литература
Непознанное
Новый год
О животных
О знаменитостях
О растениях
Охотнику и рыболову
Парапсихология
Песенники и тосты
Политика
Популярные журналы
Посвящения
Поэзия
Приключенческие романы
Путешествия
Религия
Русский криминал
Русское зарубежье
Словари
Семья
Современные романы
Социология
Справочники
Страноведение
Учебники для всех
Фантастика
Философия
Фэнтези
Школьная программа
Эзотерика и теософия
Экономика и финансы
Энциклопедии
Эротика
Юмор
Без раздела
Литературные новости
Новые статьи

Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Тесты
Новости
Социологические опросы
 Найти:   искать по тексту
Что ищут пользователи?



Культура, которая впереди

Культура, как всем известно, это не чахлое древо, которое когда-то росло и наливалось силой, а потом засохло и стоит, как будто готовое упасть и превратиться в труху. Нет, культура – это развитие, это развитие творчества, искусства, всей жизни, которая развивается, в том числе, и во-многом, благодаря культуре.

Сегодня культура становится массовой, утрачивает некоторые индивидуальные особенности. Но разве это культура? Нет, это не совсем культура. Безусловно, массовая культура – это явление, которое еще предстоит осмыслить и понять, но это не великая и значительная культура, которая остается для будущего. Об этом уже сейчас можно сказать.

Мир, можно сказать, перешел от одной крайности к другой. Посмотрите, раньше культуру запрещали, культура должна была соответствовать чаяниям государства, знати, сильных мира сего, сегодня культура свободна, но это не дает эффекта: у кого есть деньги, то делает еще большие деньги, используя культуру.

В нелегкое время во Франции жил один известный писатель. Имя его – Эмиль Золя. Он тревожился за будущее и писал, но писал о настоящем. Его «Ругон-Маккары» подробно описаны в очерке С. Емельяникова. Так вот, Эмиль Золя еще в 19 веке изобразил то социальное зло и неравенство, которое несет с собой капитализм.

Но мы не привыкли сейчас так говорить: капитализм. У нас просто жизнь, у нас демократия, которая словно тюрьма. Недавно умер Солженицын, а как он хорошо описывал не такое далекое прошлое, где были лагеря, были зеки, была абсолютная власть и не было свободы. О Солженицыне сегодня многие пишут. И я, Сергей Никифоров, пишу о пытках, которые были в лагерях, в своих эссе. Эссе о Солженицыне – эссе о нашем прошлом.

Но как строить настоящее, если ты не понял прошлого? Прошлое – это и есть культура, потому что в настоящем еще ничего не известно. В настоящем культура есть, но она пока скрыта той самой массовостью, если хотите, социальным злом.

Возможно, писатель, который как-то соединяет прошлое и настоящее, показывает, где правда, а где – ложь, где тот нравственный стержень, который так необходим, - это Генрих Белль. Он сегодня не забыт, и он всегда в своих романах, рассказах был чуток, показывал реалистично мир человека, бескомпромиссно выступал в защиту самых высоких принципов – за свободу, за истину, против милитаризма и капитализма. О Генрихе Белле писала Т. Мотылева, и это просто интересно читать. Но надо идти вперед…

Сергей Никифоров

30.01.2013


Читать другие статьи

Copyright © RIN 2002-
 Обратная связь