Номинант на "Золотую маску". Башкирский театр драмы показал в Москве спектакль по роману Гузели Яхин
Программу конкурсных показов « Золотой маски» продолжила постановка Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури. Спектакль « Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной претендует на национальную театральную премию в 6-ти номинациях. Репортаж Валерии Кудрявцевой.
Уже ставшая знаменитой у читателей Зулейха в первый раз открыла глаза на театральной сцене в Башкирском драматическом театре, которому В текущем году исполнилось 100 лет. Режиссер Айрат Абушахманов много ставит в родном театре национальной драматургии, Но был так потрясен романом, что не раздумывая принял решение взяться за русскоязычную историю о жизни татарской женщины. Однако, в спектакле Зулейха – башкирка. И Это не единственное, что могло бы удивить автора романа.
« Для Гузель Яхиной Это первое произведение на сцене, И когда она в 1-ый раз приехала к нам в Башкирию смотреть Спектакль, она в антракте мне говорит: отчего так быстро все происходит? Я говорю: как же быстро? Спектакль не может длиться, она говорит: сижу, смотрю какую-то сцену И вспоминаю, что Я писала 3 недели, А у вас она за 3 минуты проскочила», - поведал Режиссер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Айрат Абушахманов.
Гузель Яхина не имела возможности пропустить показа в столице России. На спектакле ее явные поклонники, не упускают возможность взять автограф. Создатель нашумевшей Зулейхи признается: ей нравится Спектакль Айрата Абушахманова.
« Мы совпали в главном, в 2-х весьма главных вещах, с режиссером-постановщиком Айратом Абушахмановым. Во-первых, рассказать историю, в тоже самое время национальную И наднациональную, Это, мне кажется, у него получилось весьма здорово. Второе - отдать отношение к трагедии раскулачивания. Это было сделано, мне кажется, в постановке блестяще», - уточнила писатель Гузель Яхина.
Спектакль идет на Башкирском языке с синхронным переводом. Но визуальные образы оказываются ярче слов – недаром номинация на « Маску» за сценографию, костюмы И свет. Роман Гузель Яхиной описывает драматический период в истории страны – 30-40 годы XX века. Раскулачивание, репрессии, ссылки – страшный фон судьбы основной героини Зулейхи. В спектакле ее играет Римма Кагарманова. Актриса всегда сама наносит собственный грим, в этом есть что-то сакральное, помогающее настроиться.
« Этот грим не только так, он что-то Это означает Для образа, Для спектакля. Наши красноармейцы - граждане более отрицательные, Они в глине. А Я - деревенская девочка, белая глина», - говорит Актриса Римма Кагарманова.
Действие спектакля мифологизировано: быль – через сказку, жуткая правда – через метафоры: чекист « оборачивается» Сталиным, А расстрелянный муж Зулейхи – медведем в окружении призраков умерших дочерей. В Уфе билеты на Спектакль раскупают за два месяца. В столице России с шестью номинациями на « Золотую маску» выступать почетно, Но весьма волнительно.
« в столицу России, когда приезжаешь или еще куда-то, зритель весьма внимателен - тишина. Неподготовленный Артист, национальный, вначале думает: нет контакта, провал. У нас зрители имеют возможность во время спектакля разговаривать, выражать свое мнение. Они имеют возможность даже отрицательному герою сказать свое мнение», - поведал Айрат Абушахманов.
Источник: tvkultura.ru