В Мраморном дворце Русского Музея состоялось торжественное открытие экспозиции " учебное заведение Филонова "

На экспозиции представлено около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами аналитического искусства - учениками и последователями корифея Русского авангарда Павла Филонова - Из собрания Русского Музея, Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства, Галеев-Галереи (Москва).

В Мраморном дворце Русского Музея состоялось торжественное открытие экспозиции " учебное заведение Филонова "

Ряд произведений выставляется в первый раз или на практике неизвестен широкому кругу любителей искусства.

В Мраморном дворце Русского Музея состоялось торжественное открытие экспозиции " учебное заведение Филонова "

Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) сформировался в сентябре 1925-го. Его организации предшествовали летние занятия в Академии художеств, где один Из лидеров Русского авангарда Павел Филонов знакомил студентов с собственной системой обучения. Ее основой обязан был стать разработанный им метод аналитического искусства. Филонов не получил приглашения преподавать в Академии, но большинство студенты захотели продолжить занятия и начали приходить к художнику в Его комнату в Доме на Карповке.

В Мраморном дворце Русского Музея состоялось торжественное открытие экспозиции " учебное заведение Филонова "

в истории российского искусства " учебное заведение Филонова ", просуществовавшая до гибели мастера в 1941-м, была самой многочисленной творческой мастерской. Известно почти сто имен художников, либо безостановочно работавших под руководством Филонова, или получавших " установки " на нескольких уроках, знакомившихся с Его методом в письмах, получавших объяснения принципов аналитического искусства и рецензии на свои композиции.

В Мраморном дворце Русского Музея состоялось торжественное открытие экспозиции " учебное заведение Филонова "

Самыми крупными и важными событиями для школы Филонова были экспозиция МАИ в Доме печати (Шуваловском дворце) и Оформление комедии Н. В. Гоголя " Ревизор " на сцене театра Дома печати в 1927-м.

В Мраморном дворце Русского Музея состоялось торжественное открытие экспозиции " учебное заведение Филонова "

Из десяти сохранившихся полотен с экспозиции в Доме печати на экспозиции представлены четыре больших панно: " Сибирские партизаны " Юрия Хржановского, " Казнь революционера " Алевтины Мордвиновой, " Старый и новый быт " Софьи Закликовской (все - 1927, ГРМ) и " Рабочий, сидящий за столом " Эдуарда Тэнисмана (1927, ГМИ СПб).

В Мраморном дворце Русского Музея состоялось торжественное открытие экспозиции " учебное заведение Филонова "

в театре при Доме печати к 75-летию со дня гибели Н. В. Гоголя Игорем Терентьевым был поставлен " Ревизор ". Оформление спектакля было доверено мастерам аналитического искусства Николаю Евграфову, Андрею Сашину, Артуру Ляндсбергу, Ревекке Левитон и Михаилу Цыбасову. Сам Филонов создал только макет афиши.

В Мраморном дворце Русского Музея состоялось торжественное открытие экспозиции " учебное заведение Филонова "

Терентьев задумывал " Ревизора " как фарс, по этой причине костюмы, созданные мастерами аналитического искусства, - " говорящие костюмы " - вносили особый дух карнавала, преувеличенно подчеркивая характеры действующих лиц, бывает доводя их трактовку до откровенной иронии над персонажем.

на экспозиции можно увидеть одиннадцать эскизов костюмов и композицию задника, созданные Сашиным. Эти работы Из коллекции ГРМ все вместе прежде не показывались. Вошли в состав экспозиции и эскизы костюмов, созданные Ляндсбергом и Евграфовым, Из собрания Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства.

Крупнейшим успехом группы Филонова стало Оформление финского эпоса " Калевала " (1932). Это было первое иллюстрированное журнал " Калевалы " на русском языке. Работа была предложена Филонову, но он со своей стороны внес инициативу, чтобы иллюстрации сделали члены МАИ под Его руководством. По данным искусствоведа Евгения Ковтуна, " Калевала как поэтический метод, как способ образного мышления оказалась родственна методу аналитического искусства с Его алогизмом, сдвигом пространственно-временных связей, взаимопроникновением предметов, нарушающим привычные отношения ".

Работа над иллюстрациями к " Калевале " была последней крупной обоюдной работой учеников Филонова. Усилилось политическое давление на " левые " течения в искусстве, в МАИ случился раскол, и с Филоновым осталось меньшинство, обрекавшее себя на вытеснение за пределы художественной жизнедеятельности и экономические проблемы Из-за отсутствия заявок.

на экспозиции можно увидеть произведения 1930-40-х, созданные членами МАИ. В первый раз Из школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные Русским музеем в последние десятилетия.

ГМИ СПб предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Рихарда Вагнера " Нюрнбергские мейстерзингеры " (1931-1932), которые экстремально редко появляются на выставках. Ранние " филоновские " живописные работы 1920-х Бориса Гурвича и Евгения Кибрика Из собрания Галеев-галереи (Москва) также на практике неизвестны зрителям.

экспозиция будет длиться до 22 января 2024 года.

Опубликовано: 06.10.2023
В Смольном прошла встреча российской и финской сторон
Пирьё Тулокас, назначенная 1-го сентября 2012 года на должность Генерального консула Республики Финляндия в Санкт-Петербурге, провела встречу с губернатором Петербурга Григорием Полтавченко
Конструкции гаражных ворот
Если раньше людям был известен всего один вид гаражных ворот, то сегодня число разновидностей данных конструкций значительно возросло
Читать другие статьи
Последние просмотры
Каталог новостей Copyright © RIN 2002-
 Обратная связь