Библиотека RIN.RU

- К - 8. Как это было





Страницы:[1][2]

В 14:15 на горизонте показалось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший
сухогруз оказался канадским "Clyvde Ore". Приблизившись к лодке на 15 кб, судно обошло ее по дуге
и, развернувшись на прежний курс, полным ходом стало удаляться.
Тогда же для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ. Утром 10
апреля были вторично продуты кормовые цистерны.
Только через 30 часов лодку случайно обнаружило болгарское судно "Авиор".
Чтобы не навалиться на лодку, сухогруз немного отошел в сторону и стал в дрейф. Через его
радиостанцию в Варну ушло сообщение о происшедшем. Из Варны связались с Москвой, и таким
образом в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь лодке были посланы ПЛ "К-83", "Б-109",
"Б-413", океанографическое судно "Харитон Лаптев", гидрографические суда "Лотлинь" и
"Гирорулевой", БРК "Бойкий", буксир "СБ-38" и киллектор КИЛ-22.

В 17:30 на "Авиор" была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией
аварии. В 18:30 были еще раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение лодки было
тяжелым, если не трагическим v запас ВВД был на исходе, а пополнять его не было никакой
возможности, поскольку лодка была обесточена, а вспомогательные дизель-генераторы запустить не
удалось; дифферент на корму постоянно нарастал; погода ухудшалась; с 3-го по 9-й отсеки в
аварийном состоянии, загерметизированы; запас баллонов с кислородом для ИДА также был
израсходован.

Ночью 11 апреля на помощь "К-8" были посланы и суда ММФ и теплоходы "Саша Ковалев" и
"Касимов", а также танкер "Люблино".
В 19:00 из Североморска вышли плавбаза "Волга" со сменным экипажем с ПЛ "К-5" и руководителем
операции по спасению НШ 1-й флотилии к.-а. Михайловским А.П. и крейсер "Мурманск" с
Командующим флотом и ЧВС на борту.

11 апреля в 3 часа утра к "К-8" подошел т/х "Ковалев". В 4:20 v т/х "Комсомолец Литвы", а чуть позже
и "Касимов".
К середине дня подводники с "Авиора" перешли на "Касимов". "Комсомолец Литвы" в это время
безуспешно пытался завести буксирный конец на лодку. Мешала волна 5-6 баллов.

В 19:00 удалось, но трос буквально сразу лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка лодки от
8-го отсека была постоянно в воде. Еще раз немного продули ЦГБ.

В 22:10 в носовых отсеках стало невозможно находиться, угарный газ поступал через неплотности
переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на "Касимов". На лодке остались 22 человека,
которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю
надстройку вплоть до 1-го отсека. Дифферент составлял 3-7 градусов на корму.

В 4:20 к лодке подошло ГИСУ "Харитон Лаптев".
На ночь суда расположились в вершинах огромного треугольника, центром которого была "К-8",
держа лодку лучами радиолокаторов.

12 апреля в 6.13 второй помощник капитана судна "Касимов" заметил красную ракету с направления,
где была лодка, и радиолокационная отметка от "К-8" стала быстро исчезать.
Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки.

В 6:35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт удалось лишь одного погибшего, командира
2-го дивизиона БЧ-5 капитана 3 ранга В.П.Рубеко. Было обнаружено тело командира капитана 2-го
ранга Бессонова В.Б., но поднять его не удалось, так как труп ушел под корпус "Лаптева".
Лодка затонула в результате потери продольной остойчивости на глубине 4125 метров. Причины
пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная причина, короткое замыкание в кабельных
трассах. Это была первая катастрофа Советского ядерного флота. Погибло 52 человека, из которых 30
и отравились продуктами горения и 22 в результате затопления лодки, в том числе командир.

С лодкой на дно ушли 4 торпеды с ЯБЧ. По всем признакам, они не взорвались.

Командиры: к. 2 р. Шумаков В. (1959-60), к. 2 р. Андросов (1965),
Герой Советского Союза (посмертно) к. 2 р. Бессонов В.Б. (1968-12.04.70.).










































Страницы:[1][2]

- К - 8. Как это было