Библиотека RIN.RU

- Смысл и назначение человеческого бытия




34. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ. СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. Итак, марксистская философия утверждает существование
человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем, в марксистской философии отмечается, что человечества как такового не
существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид".
Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт
человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек".
При таком подходе мы абстрагируемся как от особенностей действия различных физико-психологических факторов (возрастных особенностей,
пола, темперамента и т. д.), так и от различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью игнорировать действие этих
факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие отличия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека
первобытного общества и человека более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека
на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в марксистской философии наряду с понятием "индивид" используется и
понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Он - исходное состояние
для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение
человеческих качеств. Использование понятий "индивид" и "личность" в таком контексте позволяет марксистской антропологии применить
исторический подход к изучению человека, рассматривать как отдельного человека, так и человечество в целом, в процессе становления и разви-
тия. Каждый индивид, поскольку он является носителем всех биологических, психологических и социальных черт человека, выступает как
субъект познавательной и общественно-преобразовательной деятельности. Процесс формирования индивида - это процесс перехода
человечества со стадии антропогенеза, когда определяющими. в жизнедеятельности человека являлись природно-биологические факторы, на
стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений. Исторически человек первоначально
существует как стадное животное, племенное существо. По мере развития, включения социальных факторов происходит обособление
индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок
- это просто биологическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере развития, усвоения социального опыта, опыта
человечества, он постепенно превращается в человеческую личность. Но марксистская философия проводит различие между индивидом и
личностью не только в плане их различного места в онтогенетическом и филогенетическом развитии человека. Она различает индивида и
личность как особые типы социальности человека. Индивид характеризуется как доличностное существо, носитель предметно-традиционного
действия и слитного родового сознания. Этот тип является доминирующим на заре формирования человечества, но имеет и широкое
распространение в современном обществе. Индивид - это массовидное существо, то есть человек, который является носителем стереотипов
массового сознания, массовой культуры. Человек который не хочет и не может выделяться из общей массы людей, который не имеет своего
мнения, своей собственной позиции, который предпочитает в любых условиях действовать как все. Таких людей в избытке формирует
тоталитарное общество, хотя и в демократических обществах существует достаточно предпосылок для формирования данного социального типа.
Понятие "личность" как особый социальный тип употребляется чаще всего как соотносительное с понятием "индивид", противоположное ему
по своим основным характеристикам. В качестве первоначального качества личности называется ее автономность. Личность - это автономный
человек, то есть человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная
независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть
мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего
развития трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и
жизненном опыте готовность к действию, которая выступает прежде всего как готовность к пониманию личностью целей и смысла жизни.
Однако жизненная позиция сама по себе не реализуется в практику. Между жизненной позицией и практической деятельностью лежит воля.
Поэтому воспитание воли - одно из важнейших условий формирования личности. Способ реализации жизненной позиции - социальная актив-
ность, которая представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей сущности. Социальная активность - показатель того, что
представляет собой человек как субъект социальной деятельности, какого его отношение к окружающей действительности, к другим людям.
Различие между человеком как индивидом и человеком как личностью определяется мерой реализации ими их человеческой сущности.
Личность - это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество
человеческой личности - свобода. Для личности обладание свободой является главным, непременным условием ее функционирования и развития. Именно
благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответ-
ствии со своими целями. Вместе с тем, в марксистской философии подчеркивается, что абсолютной свободы личности нет и не может быть ни в каком обществе.
Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность может обрести относительную свободу, когда она
познает условия своего бытия, и овладеть ими. Поэтому в марксистской философии очень популярной была гегелевская формула: "Свобода - это познанная не-
обходимость".Со свободой марксистская философия теснейшим образом связывает ответственность личности. Без свободы нет ответственности. Если человек
не свободен, если он постоянно в своих действиях детерминирован, предопределен какими-либо материальными и духовными факторами, то он не отвечает за
свои действия. Сопоставление понятий "человек", "индивид" и "личность" позволило нами подойти к одному из фундаментальнейших вопросов философской
антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека обусловливает с
неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертей. Но смертей не человек как таковой, не человечество в целом. Вопрос
о смертности человека как особого биологического вида может решаться только гипотетически в контекста рассмотрения глобальных проблем современности.
Бесспорным является факт смертности конкретного человека, человеческого индивида. Продолжительность жизни индивида в зависимости от разных условий его
существования колеблется, но находится в среднем в рамках 70 - 80 лет. Усилия ученых направлены на максимальное продолжение человеческой жизни на основе
трансплантации, технологии бионики, криобиологии, генной инженерии и т. д. И все же наука не снимает вопроса о смертности человеческого бытия. Человек -
единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих
вопросов. Первый из них: может быть смерть не неизбежны? Может быть существует иной пласт существования? Может быть существует возможность
воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования? и т. д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу
этого пользуются большой популярностью у людей.
Марксистская философия, последовательно проводя установки философского материализма, отрицает какую бы то ни было возможность личного физического
бессмертия, не оставляет ему надежды на "загробную жизнь". Но не смотря на противоположные исходные установки, религиозное и материалистическое
мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования человека. Реальная ограниченность человеческого существования во времени,
осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени. На этой основе
формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека органично вытекает проблема смысла и цели жизни. Если
каждый индивид смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой-нибудь смысл человеческой жизни? Религиозный учения утверждают,
что жизнь на Земле - очень важный этап бытия индивида. Она для индивида имеет собственную жизнь, ценность и значение. Но главный смысл земного бытия
индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место
в "иной жизни". В христианстве, например, земная жизнь истолковывается как время "спасения души", преодоление наследственного греха, способ соединения
человека с Богом. Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы, как отмечалось ранее, учили: живи, то есть
удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Перестанешь это делать, значит тебя не будет, не будет никаких
переживаний, ни каких страстей. Будет - ничто или, иначе говоря, для тебя больше ничего не будет. Такая философская позиция имеет свои положительные
черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственный
критерии человеческой жизни. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то". Безрелигиозный выбор заставляет
человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей. Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее
самоценности и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской концепции он утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот
факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких и далеких. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и сти-
мул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни
великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не только великие
люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более дальних
потомках. Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жизнь в жизни человечества.





















- Смысл и назначение человеческого бытия