Библиотека RIN.RU

Жевахов Николай - Происхождение власти





Страницы:[1][2][3][4]
Князь Николай Жевахов Главы из Воспоминаний

Публикуется по: Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н.Д. Жевахова. М: Изд. "Родник", 1993

ГЛАВА 49 Происхождение власти

На чем же основана вера русского народа в ктиторство Царя?
На этот вопрос дает ответ один из русских ученых в своем письме ко мне от 3/16 августа
1923 года.
"В душах человеческих,- пишет он,- искони было заложено сознание, что править людьми
на благо им может только Бог, чрез избранных Им мудрых и вдохновенных мужей. Это
сознание мы находим у всех языческих народов, как бы различны ни были их верования и
какие бы имена ни носили их божества. Отсюда произошла та форма земной власти,
которая называется боговластием, или феократией. Носителем верховной власти является
Бог, на земле Его власть осуществляют слуги Божии - жрецы или священники. Такая форма
власти существовала и у древних евреев до призвания на царство Саула. Но параллельно,
с древнейших времен, появлялись многие другие формы власти, как бы независимые от
Бога и Его служителей. Аристотель перечисляет и характеризует с необыкновенной
обстоятельностью и точностью различные типы государственной власти. Его определения
так хороши, что и теперь их нельзя заменить какими-нибудь лучшими. До появления
христианского учения различие между боговластием и иными типами власти в точке их
происхождения было смутно и неясно. Евангелие принесло ключ разумения. Основным
евангельским текстом по этому вопросу является рассказ евангелиста Луки о втором
искушении Христа Спасителя сатаною: "И, возведши Его на высокую гору, диавол показал
Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам власть
над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак,
если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня,
сатана; написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Лук. 4, 5 - 8;
Второзак. 6, 13).
Перед лицом Господа нашего Иисуса Христа диавол смело и открыто утверждает, что
власть над земными царствами отдана в его распоряжение и что он, по своему
усмотрению, передает ее тому, кто ему поклоняется. Христос не отрицает утверждения
диавола и этим как бы признает права диавола на распоряжение земною властью, однако,
будучи в этот момент человеком, тем не менее не соблазняется блеском и славою царского
величия, отказывается поклониться диаволу и, очевидно, в поучение самому диаволу
повторяет ветхозаветную заповедь о нераздельном служении Богу, исключающем всякое
иное поклонение. Христос как будто хочет напомнить диаволу, что он, диавол, - тварь, что
предмирное происхождение его известно Христу ("Я видел сатану, спадшаго с неба, как
молния" - Лук. 10, 18) и что он по временам обязан представать пред Господом ("Был день,
когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана
предстать пред Господа" - кн. Иова 2, 1). Христос мог бы еще пространнее сказать диаволу:
"Ведь ты знаешь, что Я - Сын Божий; на Моих глазах ты был низвергнут с неба за гордость
и противление Богу; как же ты осмеливаешься только потому, что видишь Меня в
человеческом образе, предлагать Мне поклониться тебе, соблазняя Меня
привлекательностью земной власти". Христу не нужно было тратить столько слов, потому
что Он одним взором мог дать понять диаволу всю Свою мысль.
С другой стороны, в евангелиях немало имеется указаний на властность Иисуса Христа:
"Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Матф. 7, 29). "Слово Его
было со властью" (Лук. 4, 32). "Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?" (Матф. 8,
27). "Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Матф. 9, 6). "Созвав же
двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней" (Лук. 9, 1).
Можно было бы продолжать цитаты, но и приведенных достаточно. Христу
принадлежала власть над людьми, направленная всецело к их благу. Сатане
предоставлено было облекать властью отдельных лиц на гибель их самих и на горе
управляемых ими народов. Вот точка происхождения власти, освещенная светом
Христовым, по словам Христа: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет во тьме,
но будет иметь свет жизни" (Иоан. 8, 12). После крестной смерти Христос передал Свою
власть Церкви (Матф. 10, 1; 16, 18 - 19; 18, 18; Лук. 22, 31 - 32; Иоан. 21, 15 - 17).
Из различного понимания указанных евангельских текстов возникли две формы
христианской феократии: западное папство и восточная соборность. Вся древняя и
средневековая история Европы и прилегающих к Средиземному морю частей Азии и
Африки со времени появления христианства прошла в том, что последователи Христа
стремились христианизировать лиц, облеченных от диавола земной властью. Вот в чем
смысл крещения Константина и разных средневековых варварских королей. Помните
слова Иоанна Богослова: "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела
диавола" (Иоан. 3, 8).
Папы трудились над торжеством западной феократии, пока она не дошла до зенита в лице
Иннокентия III, а Соборы устраивали по христианскому идеалу власть византийских
императоров... Сижу я теперь без библиотеки, а то я выбрал бы Вам факты из
великолепной книги В. Герье: "Расцвет западной феократии", из книг Ю. Кулаковского о
Византии и других.
Со времени Владимира Святого русская Церковь стремилась охристианить власть сначала
русских князей, а потом московских царей. Сатанинское начало власти обезвреживается и
уничтожается, если над носителем власти совершается священное миропомазание. Тогда
власть обращается на служение Богу и должна подчиняться велениям Церкви. Поэтому в
христианском государстве главою его может быть только человек, исповедывающий
Христа и от полноты сердца исполняющий заповеди Христовы. Как живой член Церкви,
он должен жить ее жизнью, следовать ее заветам, чтить служителей Божиих и заботиться о
земном благополучии Церкви. Таким образом, наилучшее определение задач христианской
власти в названии ее ктиторством. Носитель власти (князь, король, царь, император,
вообще монарх, а не безвластный президент республики - une machine a souscrire) - ктитор
Церкви. Поведение его направляется уставами Церкви, а попечение о земных нуждах
Церкви лежит на его обязанности. Государство, не верующее во Христа, без помазанного
носителя власти, внецерковное, - непременно, по самой природе своей, явится
сатининским. Оно будет бороться с Церковью (как боролись со времен французской
революции все западные демократии) и вообще будет руководиться не началами любви, а
началами злобы, ненависти, зависти, лжи. По своей сатанинской природе оно и не может
поступать иначе. Вся деятельность его будет проникнута сатанизмом. "Дети Божии и дети
диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий
брата своего" (1 Иоан. 3, 10). Царь Алексей Михайлович "тишайший" является
законченным типом восточного православного царя (в Малороссии в 1654 г. говорили:
"Волим под царя восточнаго православнаго"). Власть русского императора, в ее
теоретическом построении, как доказал одесский профессор Казанский в своей огромной
книге "Власть русского императора" - идеальное внешнее выражение христианской власти.
Но сатана сохранял свои права и работал в своем направлении. Орудием его работы были
его дети - жиды, о которых Христос сказал: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять
похоти отца вашего. Он был человекоубийца [В 1-м послании Иоанна Богослова
поясняется: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (3, 15)] от начала, и
не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, творит свое; ибо он
лжец и отец лжи" (Иоан. 8, 44). Сатана, окончив искушение Христа, отошел от Него до


Страницы:[1][2][3][4]

Жевахов Николай - Происхождение власти