Библиотека RIN.RU

Гумилев Л.Н. - Исторические труды





Страницы: [1]...[692][693][694][695][696][697][698] ...[776]
Западной Европе формации, были им непонятны, проявления их вызывали
отвращение. Даже хан Джанибек, узнав, что случившимся в причерноморских
степях массовым падежом скота, вызвавшим голод, воспользовались генуэзцы,
чтобы по дешевке покупать у татар детей для работорговли, возмутился и
двинул войско на Кафу. Ему было просто непонятно, как можно использовать
беду соседа для легкого обогащения. С его точки зрения, это было очень
дурно.

С татарским войском в Крым пришла "черная смерть" - чума, опустошившая
Европу. Сама Природа выступила против хищничества генуэзских торгашей.

Мамай не был столь предусмотрителен и стал союзником генуэзских купцов. Ему
и в голову не приходило, что его считали неполноценным, не любили, а
использовали. И он стал жертвой контакта на суперэтническом уровне. Зато
его дети, успевшие уйти на литовскую Украину, уцелели.

Но, повторяю снова, моральные оценки для природного процесса - этногенеза -
недействительны. В XIV в. Западная Европа находилась в финале акматической
фазы, пассионарное напряжение которой породило колониальную экспансию.
"Монголосфера", растратившая свою пассионарность в междоусобных войнах,
вступала в фазу надлома. Распад ее был неизбежен, несмотря на наличие
богатых земель, повышенное увлажнение степей, позволявшее увеличить выпас
скота, и множество доблестных богатырей, верных своим природным ханам.

Откуда пришли миазмы распада - пока неясно. Поэтому отступим на шаг по
шкале линейной хронологии, дабы расширить диапазон обзора и увидеть явление
(феномен) более полно, а тем самым и более точно.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Грамота папы Иоанна XII (1325).Цит. по: Шабульдо М.Ф. Земли юго-западной
Руси в составе Великого княжества Литовского. Киен, 1987.С.31-33.

2 Славянское слово "языцы" - перевод греческого термина "этнос".
Следовательно, "язычество" - культ племенных богов. При таком толковании в
это "общество" попадает и "Бог израелев" - Яхве, но не Элоим - культ,
предшествующий почитанию еврейского племенного бога.

3 Трайчевский А. Учебник русской истории.Ч.I.СПб.,1900.С.146-147.

4 Там же. С. 146.

5 См.: Гумилев Л. Н.//Вести. ЛГУ. 1966. ? 18. С. 87.

6 На карте 1500г. показан остров Чечень (см.:Аполлов Б.Д. Колебания уровня
Каспийского моря//Труды Инта океанологии. Т. XV. М., 1956. С. 227).

7 Цит. по: Соловьев С.М. История России... Кн. 1. Т.11. С.646- 647.так же
см.; Платонов С.Ф. Лекции... С.94.

8 См.: Калесник С.В. Еще несколько слов о географической среде//Изв. ВГО.
1966. ?3.

9 См.: Сергеевич В.И. Древности русского права. Т III. СПб., 1909. С. 65 и
72.

10 Там же. С. 69.

11 Покровский М. II. Русская история. Т. I. С. 173.

12 См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 399.

13 См.: Хорошев Л.С. Политическая история русской канонизации (XI- XVI
вв.). М., 1986. С. 61.

14 Там же. С. 125.

15 См.: Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане...С.11-23.

16 См.: Хорошев Л.С. Указ. соч. С.36-41.

17 Там же. С. 94.

18 См.: Покровский М.Н. Указ.соч.С.186-187.

19 Хорошев Л.С. Указ. соч. С. 108.

20 Там же. С. 136.

21 Там же. С. 98.

22 Алексей (в отрочестве - Елеферий Плещеев) был сын черниговского боярина
Федора Бяконта, поступившего на московскую службу в конце XIII в.

13 ПСРЛ. Т.IX. С.33.Цит.по:Хорошев А.С. Указ.соч.С.109.

24 Roublev Michel. The periodicity of the mongol tribute as paid by russian
princes during the fourteenth and fifteenth centuries // Forschungen zur
osleuropaischen Geschichle. Band !5. Berlin. 1970. S. 7.

25 Голобуцкий В.А. Запорожское казачество. Киев. 1957.С.23-26.

26 См.: Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М.,
1985. С. 51.

27 Покровский М.П. Указ.соч.Т.1.С.180-181.

28 См.: Прохоров Г.М. Повесть о Митяе.Л.,1978.С.51.

29 См.: Хорошев Л.С. Указ. соч. С. 111. Приведены цитаты из В.О.


Страницы: [1]...[692][693][694][695][696][697][698] ...[776]

Гумилев Л.Н. - Исторические труды