Библиотека RIN.RU

Ганзен В.А. - Системные описания в психологии





Страницы:[1][2][3][4][5][6][7] ...[75]
существуют, являются компонентами реальных систем, но их совокупность
физической системой не является. Их систематизация производится на
основании их существенных свойств. Третий класс множеств, который мы
будем рассматривать как системы, - это множества структур, функций,
свойств, состояний и т. д. одного и того же реального объекта изучения
(человека, организма, личности). Наконец, сами системные описания в их
конечной форме, с которыми работает исследователь, обычно являются
знаковыми множествами с различными отношениями между элементами и могут
рассматриваться как системы.

I. 2. 2. Специфика объектов психологии. Почти все целостные объекты
психологии - это объекты, непосредственно не наблюдаемые (образ, мысль,
сознание, личность и др.). Исключение составляют лишь акты деятельности (их
внешнее проявление). Другая особенность объектов указанной науки
заключается в том, что большинство из них не обладает отчетливыми
пространственными признаками и нельзя построить их описание на основе
пространственной структуры, как это возможно, например, в случае солнечной
системы или сомы человека. Поэтому в психологии мы имеем дело главным
образом с концептуальными отображениями целостных реальностей. Такие
отображения формируются либо путем интеграции ранее накопленных частных
знаний об объекте, либо путем прогрессивной дифференциации ранее не
расчлененных представлений с последующим синтезом. Объектами целостного
исследования являются как се компоненты психики (психические реакции,
процессы, функции, состояния, свойства), так и психика в целом, личность.
Как целостные образования изучаются группы и коллективы, системы людей и
автоматов и т. д.

В психологической литературе существует большое разнообразие в понимании и
использовании целостного, системного подхода. Выделение двух компонентов
в целом: низших и высших психических функций, поведенческого
и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности,
тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы системы
"человек - среда" - один из вариантов такого подхода. Вторую
группу составляют работы, в которых как целое анализируется отдельные
подсистемы или характеристики психики. В этих работах число выделяемых
компонентов больше двух и предпринимаются попытки установления отношения
между ними. Следующую группу составляют работы, в которых с целостных
позиций рассматриваются организм, психика, личность или человек. В
отдельную группу можно отнести работы прикладного характера, использующие
в той или иной степени средства кибернетики и математики.

Объектами системного подхода в широком смысле выступают множества
психических процессов, состояний, свойств, актов, по отношению к которым
требуется решать задачи классификации, упорядочивания, систематизации.
Объектами систематизации являются множества данных, относящихся к одному
человеку или к некоторой выборке людей. Человек - сложный объект, и нас
могут интересовать различные его описания: описание общего в человеке на
основании данных о всей выборке, описание особенных характеристик людей
некоторого подмножества генеральной совокупности, описание
индивидуальности конкретного человека. Во всех этих случаях мы имеем дело
с разным массивом исходных данных, различными функциями конечных описаний
и задачами систематизации. Главная функция таких описаний - обобщение
накопленных знаний, на основе которого формируются теоретические концепции
и модели психологии. В этом отличие указанной группы задач от задач
систематического обследования, имеющих прежде всего прикладную
направленность.

Объектами систематического обследования являются конкретные носители
психики: животные, здоровые и больные люди, группы людей, обладающие
функционально-структурным единством, выборки людей, объединенные по
некоторым общим признакам. Систематизации подвергаются полученный
сведения. При построении таких системных описаний главными проблемами
выступают проблемы стандартизации измерений и системного представления их
результатов, согласованных с задачами обследования и возможности
восприятия их пользователями.

Связанность, ограниченность и другие основные характеристики целостных
объектов являются общими для любых объектов природы, ими обладают и
перечисленные выше объекты психологического изучения. Но последние имеют
и целый ряд специфических особенностей. Все целостные объекты
психологии - динамические системы, непрерывные в континууме пространства
и времени.

Как реальные динамические системы описываются системы "человек -
среда", сома человека и ее подсистемы, психические процессы и состояния
человека, его деятельность, динамические системы в группах и коллективах.
Для этого применяются методы описания динамических систем. Кроме того,
можно рассматривать переходные и установившиеся процессы. психика обладает
определенной устойчивостью, интегрированностью, регулярностью и другими
общими свойствами систем.

Психика человека - сложный объект, знания о котором накапливались в
течение тысячелетий. Она обладает рядом специфических особенностей,
выделяющих ее среди среди явлений реального мира и затрудняющих ее
изучение и целостное описание. К таким особенностям можно отнести: 1)
полифункциональность и полиструктурность психики, "пересечение"
функций и структур, трудность определения структур, реализующих конкретную
функцию; 2) большую подвижность, изменчивость "вектора" сознания;
3) распределенность в пространстве и размытость границ психических
явлений; 4) недоступность для непосредственного наблюдения внутренних
процессов и механизмов психических явлений; 5) высокую адаптивность
психики. Наряду с этим недостаточно разработаны и средства описания
объектов с такими особенностями.

Субъективное пространство и время чрезвычайно вариабельны.
Индивидуальность и вариабельность - общие характерные признаки психических
образований. На важную особенность психического целого обращал внимание
еще И.М. Сеченов [99], говоря, что предметом психологии являются целостные
акты, нераздельно включающие в свою общую структуру наряду с
"сознательным элементом" внешнее воздействие (сигнал) и


Страницы:[1][2][3][4][5][6][7] ...[75]

Ганзен В.А. - Системные описания в психологии