Библиотека RIN.RU

- Литературная критика XIX века





Страницы: [1]...[2][3][4][5][6]
Другие оценки романа в критике 1860-х гг. Статья И. С. Тургенева "По поводу "Отцов и детей" (1869) как этап в истории прочтения романа. Переход книги из литературно-критической в литературоведческую сферу.

СОЧИНЕНИЕ ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКАХ РУССКОЙ КРИТИКИ
("Гроза" А. Н. Островского)

Общеизвестны главные положения статьи Н.А.Добролюбова "Луч света в темном царстве". Город Калинов, где происходит действие

"Грозы", за внешностью идиллии "темного царства" скрывает жизнь под гнетом произвола". Здесь "все зависит от грубой силы", от "неразумной прихоти нескольких Диких", от "суеверного упрямства какой-нибудь Кабановой" - словом, от "самодуров русской жизни". "Непререкаемое, безответственное темное владычество", "высокомерная прихотливость", "нравственное растление"... Неудивительно поэтому, что критик говорит о "героизме, который проявляется в... поступках Катерины". Борис, Тихон, Кулигин предпочитают подчиниться нравам Калинова; Варвара и Кудряш также приспосабливаются к жизни в этом городе - одна только Катерина не хочет, "чтоб ей что-нибудь уступили и облегчили", она доводит свой "протест против кабановских понятий о нравственности" до конца, провозглашает его "и под домашней пыткой и над бездной".

Однако, посвящая свою статью проблеме характера Катерины, пьесу "Гроза" как целое Добролюбов не рассматривал ("...наша цель была указать общий смысл пьесы, и, увлекаясь общим, мы не могли входить в разбор всех подробностей"). Он даже предугадывает главное обвинение ему от несогласных с "Лучом...": "...искусство опять сделано орудием какой-то посторонней идеи".

Но вот с Добролюбовым заспорил Д. И. Писарев. Катерину нельзя считать "светлым явле нием", хотя она - "не выдумка, а живое лицо", она "должна была поступать в действительности именно так, как она поступает в драме" ("Мотивы русской драмы"). Однако и Писарев, не соглашаясь с Добролюбовым, говорит в своей статье о социальных идеях, а не о художественной ценности "Грозы".

Другая точка зрения - у критика Н. Н- Страхова. Выражена она с оттенком иронии по отношению к автору статей о "темном царстве": "...вообще говоря, нельзя не согласиться с Добролюбовым, что мир драм г. Островского есть темное царство, изобилующее уродствами быта и речи. Нельзя не согласиться и с тем, что не думал г. Островский обличать это царство, как полагал Добролюбов, а именно хотел некоторым образом возвести его в перл создания. По выражению Ап. Григорьева, это был культ изображаемого быта, попытка схватить все его живые и политические моменты". Далее Страхов замечает: "...нельзя упрекать г. Островского за быт, который он воспроизвел в своих драмах: если вы их признаете в известной мере художественными произведениями, то должны вместе признать за заслугу г. Островского то, что он держался именно этого быта, но не какого другого. Он честно служил делу" ("Бедность нашей литературы").

Хотя бы справедливости ради надо помнить, что в русской критике был человек, который сразу назвал "Грозу" "высокохудожественным поэтическим произведением". Это ныне забытый Александр Степанович Гиероглифов (1825-1901). В своем отзыве он отстаивает "свободу поэтического творчества, не ограниченную никакими теориями и скоро приходящими целями". О Катерине Гиероглифов пишет: "...личность эта, поставленная в противоречие с действующей жизнью, вмещает в себя общечеловеческую идею и имеет народное значение только в немногих статьях характера; но положения драмы сообщают этой личности чисто народное значение". В пьесе есть "высокие жизненные вопросы". Но нет "мелкой холодной дидактики". В этой же небольшой статье, написанной почти за год до добролю-бовской, Гиероглифов назвал Катерину "светлым лучом на темном небе", хотя вообще выражения такого рода нельзя считать чем-то особенным: еще Чаадаев в опубликованном "Философическом письме" говорил о необычных людях как "о светлых лучах", прорезающих мрак".

Сколько критиков, столько и мнений, но как же все-таки относился к ним сам автор "Грозы", Островский? Вроде существуют свидетельства, что ему нравились статьи Добролюбова, однако свидетельства эти не очень ясны. Другое дело, что в 1868 г. Островский пишет пьесу "Горячее сердце". Действие происходит в том же Калинове, типы героев похожи, но Параша не бросается в Волгу, а борется за свое счастье до конца. Островский показывает, что в одной и той же ситуации можно поступить по-разному: Катерина выбрала борьбу с отказом от лжи, а Параша - борьбу любыми способами. Примечание в начале "Горячего сердца": "Действие происходит лет 30 назад в уездном городе Калинове" выглядит как намек на то, что и задолго до действия "Грозы" темное царство было по-своему комическим и вызывало смех.

Кстати, Катерина говорит о себе однажды: "Такая уж я зародилась, горячая!" (эта ее реплика приводится в статье Добролюбова). Гиероглифов называет Катерину же - "горячим сердцем". Вот и написал Островский. Остается вопрос: уместно ли рассуждать о каком-то "луче", который раскрыл всем глаза на несправедливость?

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

1. Кто впервые в русской литературе употребил слово "критик"? (Поэт Антиох Кантемир в 1739г. в своей Седьмой сатире.)

2. Кто назвал критику "самосознанием литературы"? (Белинский.)

3. Кого Белинский назвал "основателем критики в русской литературе"? (Н. М. Карамзина.)

4. Кто разрабатывал теорию критики как "науки вкуса"? (Н. М. Карамзин.)

5. Кому принадлежит статья "О нравственной пользе поэзии"? (В. А. Жуковскому.)

6. Кто дал развернутый анализ творчества Пушкина до Белинского в статьях "Нечто о характере поэзии Пушкина" и "Обозрение русской словесности за 1829 год"? (И. В. Киреевский.)

7. Как называлось издание, в котором Пушкин и Вяземский сотрудничали в 1830 г.? ("Литературная газета".)

8. Кто издавал журнал "Московский телеграф"? (Николай Полевой.)

9. Как называлась пьеса, написанная Белинским в юности? ("Дмитрий Калинин".)

10. Кто такой Никодим Надоумко? (Это псевдоним критика Николая Надеждина.)

11. Кто и кого назвал "неистовым Виссарионом"? (Поэт и философ Николай Станкевич - своего приятеля Виссариона Белинского.)

12. Кто издавал журнал "Библиотека для чтения"? (Ученый-востоковед и писатель Осип Иванович Сенковский.)

13. По какой причине был закрыт журнал "Московский телеграф"? (В 1834г. за отрицательный отзыв его издателя, критика, историка, писателя Николая Полевого о пьесе Нестора Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла", которую одобрил Николай!.)

14. За что был закрыт журнал "Телескоп"? (За публикацию "Философического письма" П. Я. Чаадаева (1836).)

15. В каком журнале Гоголь сотрудничал не только как прозаик, но и как критик? (В журнале Пушкина "Современник".)

16. Где была напечатана статья Белинского "Литературные мечтания"? В каком городе выходило это издание? (В приложении к журналу "Телескоп" - газете "Молва". В Москве.)

17. В каком журнале стал служить Белинский после переезда из Москвы в Петербург? (В журнале "Отечественные записки".)

18. Кто назвал сатиру "грозой духа, оскорбленного позором общества"? (Белинский.)

19. Как назывался журнал, считающийся органом славянофильства 1840-х гг.? ("Москвитянин".)

20. Назовите главных участников полемики вокруг первого тома "Мертвых душ" Гоголя. (Белинский, Константин Аксаков, Степан Шевырев.)

21. В связи с чем Белинский написал свое известное Письмо к Гоголю? (Для разъяснения Гоголю причин своего отрицательного отношения к его книге "Выбранные места из переписки с друзьями".)

22. Кто был автором "Очерков гоголевского периода русской литературы"? (Чернышевский.)

23. Кто написал работу "Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения"? (А. В. Дружинин.)

24. Кто из знаменитых русских критиков ни разу не подписал свои статьи собственной фамилией, а пользовался только различными псевдонимами? (Н. А. Добролюбов.)

25. Как называл Добролюбов свою литературно-критическую теорию? ("Реальная критика".)

26. Кто был автором статьи "Г-н - бов и вопрос об искусстве"? Стихи какого русского поэта цитировал автор этой статьи, рассказывая о некоем "португальском поэте", опубликовавшем свои лирические стихи сразу после лиссабонского землетрясения? (Достоевский. Стихи Афанасия Фета.)

27. Кто был создателем теории "органической критики"? (Поэт и критик Аполлон Григорьев.)

28. Какое событие Достоевский назвал "расколом в нигилистах"? (Конфликт между журналами "Современник" и "Русское слово".)

29. Кому принадлежит статья "Разрушение эстетики"? (Д. И. Писареву.)

30. Кто из критиков ввел понятия "правды-истины" и "правды-справедливости"? (Н. К. Михайловский.)

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13т. М., 1953-1959.

Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1977.

В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977.

Оксман Ю. Г. Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского. М., 1958.

Березина В. Г. Этюды о Белинском - журналисте и критике. СПб., 1991.

Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч.: В 16т. М., 1939-1953.

Чернышевский Н. Г. Собр. соч.: В 5 т. М., 1974.

Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. Саратов, 1958-1959. Т. 1-3.


Страницы: [1]...[2][3][4][5][6]

- Литературная критика XIX века