'Топ-книга' отважилась на создание новой сети магазинов по продаже мультимедийной продукции. Первый магазин под маркой 'Главный герой' компания открыла в Новосибирской 'Меге', но планирует продвижение и в другие города. Эксперты считают, что торговля мультимедиа поможет книготорговцу повысить рентабельность.
В январе 2008 г. в ТРЦ 'Мега' на ул. Ватутина 'Топ-книга' открыла магазин медиапродукции 'Главный герой'. Площадь магазина - около 70 кв. м. 'Основной ассортимент - кино и мультимедиа продукция, всего 12,5 тыс. наименований, из них 6,3 тыс. - фильмы и 5,4 тыс. - мультимедиа', - рассказал 'ДК' начальник отдела развития департамента медиапродукции 'Топ-книги' Степан Еремин. По его словам, стоимость дисков в 'Главном герое' составляет в среднем 200-300 руб. Он утверждает, что это среднерыночный уровень по городу. 'Целевая аудитория 'Главного героя' - это любители кино и мультимедиа: тинейджеры и молодые духом люди', - говорит Еремин. В расчете на молодежную аудиторию интерьер 'Главного героя' оформлен в стиле комиксов художника Фрэнка Миллера. В создание магазина компания инвестировала более 1,5 млн руб. Второй магазин 'Главный герой' 'Топ-книга' планирует открыть в Новосибирске весной. В планах - создание сети, но каким будет количество магазинов в ней и в каких городах, кроме Новосибирска, они будут открыты, компания пока не комментирует.
В обороте 'Топ-книги' уже сейчас 10% приходится на мультимедиа, еще 10% - на периодику, 15% - на канцелярские товары и 65% - на книги. Медийную продукцию компания продает в своих книжных магазинах: 'Книгомир', 'Литера', 'Сорока'. По сведениям участников рынка, с учредителем 'Топ-книги' аффилирована и крупная новосибирская розничная сеть по продаже мультимедиа 'Агарта'. Более половины рынка мультимедиа в Новосибирске контролируют три крупные сети: 'Агарта', 'Меломан' и 'Медиа Клуб', считает бренд-менеджер компании 'Медиа Клуб' Михаил Гуляев.
По мнению Гуляева, расчет 'Топ-книги' на тинейджеров и молодежь в качестве основных потребителей лицензионных дисков сомнительна: 'Студенты или школьники не могут заплатить за диск 300 руб., им больше интересен дешевый прокат или обмен, или же интернет. Лицензионные диски чаще всего покупают люди от 30-40 лет'. Гендиректор 'Агарты' НАТАЛЬЯ ФЕОФАНОВА говорит, что 12,5 тыс. наименований продукции это не так много: 'У нас есть магазины с ассортиментом около 20 тыс. наименований'.
'Обращение книжных ритейлоров и издательств к мультимедийной продукции - мировая тенденция. Издательства работают с информацией, а она не обязательно должна быть на бумажных носителях. Востребованы не только книги, но и диски. С учетом развития технологий цифровой носитель становится все более популярен', - отмечает генеральный директор 'Сибирского университетского издательства' АНДРЕЙ ТЫЩЕНКО. По его словам, некоторые издательства начали выпуск аудиокниг. Три аудиокниги выпустило, например, и 'Сибирское университетское издательство'.
Кроме того, по словам АЛЕКСЕЯ АВЕРКОВА, эксперта инвестиционной компании ФИНАМ, интерес к торговле электронными носителями со стороны 'ТОП-книги' вызван снижением рентабельности книжного бизнеса. 'Это связано с высокими расходами на полиграфию и ростом ставок аренды помещений для книжных магазинов', - объясняет он. По его мнению, с помощью продажи медиапродукции книготорговцы могут увеличить рентабельность своего бизнеса с 15 до 25%. ФИНАМ оценивает емкость российского рынка медиапродукции примерно в $1,1 млрд, сибирского - примерно $300 млн. Темпы роста - около 10-15% в год.
детали
Торговля книгами принесла 2,2 млрд руб.
'Топ-книга' - крупнейший оптово-розничный оператор на книготорговом рынке России. Развивает розничные форматы в России 'Книгомир', 'Литера', 'Пиши-читай', 'Лас-книгас' и магазины прессы 'Сорока', в Украине BookLexica. Есть шесть оптовых складов и более 500 магазинов. Создатель и основной владелец - Георгий Лямин (80% долей капитала). По данным компании, за третий квартал 2007 г. выручка составила 2,2 млрд руб., чистая прибыль - около 70 млн руб. Занимают 8,5% долю рынка.